вторник, 14 декабря 2010 г.

Совет №12 - Где искать материалы?

Нам давно известно, что залог качественного электронного обучения — это качественный учебный материал, который мы берём для разработки электронного курса. Каким бы не был красивым дизайн, какой бы правильной и логичной не была навигация, если внутри курса будет лежать некачественное содержание, то его не украсить ничем. При подготовке электронного курса мы очень часто сталкиваемся с вопросом: откуда брать материалы для разработки? С одной стороны всегда хочется сделать всё заново, с другой стороны, любой разработчик курсов работает в условиях ограничения по времени и по бюджету, и не всегда есть возможность на создание нового высококачественного материала с нуля — это и долго, и дорого, да и не всегда нужно. В большинстве компаний по большинству наиболее популярных тем обучения, по которым создаются электронные курсы, материалы для разработки уже есть, просто нужно их хорошо поискать.  Давайте сейчас посмотрим, где можно найти учебные  материалы для электронного курса, и какие есть особенности использования того или иного варианта.


Первое: презентации с тренингов. В большинстве случаев в компаниях существует система внутреннего обучения, которое проводят либо внутренние, либо внешние тренеры. И у внутренних, и у внешних тренеров всегда есть презентационные и сопроводительные материалы. Презентационные материалы внутренних тренеров использовать достаточно просто, потому что, вероятнее всего, они разработаны по заказу компании и компании же принадлежат. Использование материалов внешних тренеров может быть немного опасным, так как авторские права на этот материал могут не принадлежать компании, а в договоре по оказанию тренинговой услуги может быть указано, что дальнейшее тиражирование этого материала не разрешается.

 

Кроме вопроса авторских прав при использовании материала тренинга нужно также учитывать и степень детализации и проработанности презентаций, которые нам доступны. Например, многие тренеры используют исключительно образы в своих презентациях. Таким образом, на слайдах практически нет текста — в основном картинки и схемы. Такие презентации не смогут стать основой полноценного учебного курса, но, тем не менее, могут сильно помочь в формировании правильной эмоциональной окраски — то есть, те образы, картинки и схемы, которые мы найдём в этой презентации, можно так или иначе перенести в электронный курс, сопроводив, естественно, более детальным содержанием. Ещё одна особенность использования материала тренингов — это личный взгляд того или иного тренера. Прежде чем брать за основу даже очень детальную презентацию, стоит сначала её проверить с несколькими экспертами и спросить у них, действительно ли это так как представлено в материалах, и можно ли этому обучать всех в больших масштабах. У каждого тренера есть своё мнение и свой уклон, и это может сказаться на представлении материала. Но, тем не менее, презентационные материалы тренингов, как правило, бывают очень хорошей основой для разработки курсов.


Второй источник — дополнительные материалы тренингов. Очень часто к семинару или тренингу готовят раздаточный материал. Иногда это распечатка тех слайдов, которые будут на экране, а иногда — рабочая или теоретическая «тетрадь», в которой представлены основные материалы тренинга в достаточно сжатом и ёмком виде. Такие материалы для электронного курса очень хороши — там нет ничего лишнего, есть достаточно пространства для творчества и дополнения — можно взять «тетрадь» за основу и сделать действительно интересный материал.


Статьи и выступления сотрудников компании. По многим темам, по которым мы проводим обучение в компании, зачастую можно найти статьи, публикации на внутренних ресурсах и материалы выступлений сотрудников компаний. Это особенно характерно для технологичных областей, для IT-области, для продуктов и услуг компании. Предположим, мы с вами создаём курс по продажам, в который нужно включить презентационные материалы о продукте. В данном случае нет ничего лучше, чем презентация, с которой один из самых лучших продавцов ездит на встречи с клиентами — уж там-то всё проработано и подготовлено, более того, эту презентацию новички в продажах потом смогут использовать в своей практике. Внутри компаний часто есть единая база материалов, но иногда такой базы нет. В этих случаях за материалами имеет смысл обратиться в службу маркетинга, к продавцам, а так же, в PR-службу.


Для вводных курсов и общих курсов о компании PR-служба может быть незаменимым источником информации, потому что там обязательно найдутся материалы, представляющие компанию со всех точек зрения, будет список всех её достоинств — заново ничего писать и готовить не придётся.


Четвёртый источник материалов — это личные беседы с сотрудниками и руководителями соответствующих подразделений. Сегодняшние технологии позволяют нам легко записывать такие встречи, например, на встроенный в мобильный телефон диктофон или на видеокамеру, можно также провести онлайн встречу с помощью Skype и поговорить о том, что должна знать та или иная группа сотрудников о деятельности соответствующего подразделения.

Из опыта: самые лучшие вводные курсы для сотрудников компании с самыми лучшими разделами про бухгалтерию, оплату труда, социальное обеспечение и т. д. были составлены именно на основе диалогов с сотрудниками бухгалтерии и отдела кадров, которые вели беседу так же, как они разговаривали бы с новым сотрудником. Они, обладая большим опытом, как правило, приводят очень интересные примеры, рассказывают интересные истории, которые станут существенным и очень качественным дополнением к любому материалу курса.


В целом, если говорить об источниках материалов, то в первую очередь, прежде чем бросаться и делать материал заново, стоит обратиться за соответствующим материалом как к владельцам процессов, которые затрагивает разрабатываемый курс, так и просто к руководителям и сотрудникам подразделений, которые так или иначе в курсе дел по определённой теме. Из практики очевидно, что больше всего интересной информации можно получить именно из личных встреч и разговоров с сотрудниками. На встречах люди часто рассказывают истории и приводят примеры ситуаций, которые решают очень важную для разработчика курсов задачу: они придают курсу человеческое лицо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий