среда, 22 декабря 2010 г.

Совет №21 - Каким должен быть звук в курсе?

Как избежать большого количества текста на экране? Самый простой способ - совместить графический ряд и звук. Именно совместить, а не прочитать весь текст, который есть на слайде. Любой инструмент, который мы используем в курсе, должен повышать эффективность восприятия материала.

Главный девиз при подготовке озвучивания - мы не говорим так, как мы пишем!

1. Звук не должен повторять то, что написано на экране. По крайней мере, все читать точно не нужно. Мы читаем глазами быстрее, чем диктор это делает вслух, а потом слушателю нет смысла дослушивать звуковую дорожку после того, как он все прочитал. Лучше всего, когда звук рассказывает то, что происходит на экране, в качестве сопровождения визуального ряда.

2. Качестве звука имеет большое значение. «Грязный» звук, с шорохами, эхом и посторонними звуками будет раздражать, особенно когда его много.

3. Лучше всего приглашать профессионального диктора. А еще лучше записывать на профессиональной студии. Тогда и голос будет приятный и правильно поставленный и чистота записи обеспечена.

4. При озвучивании диалога нужен живой голос. У слушателя должно сложиться ощущение разговора. Иначе это будет выглядеть как прочитанная вслух книга, да еще и без выражения. Если уже диалог звучит, так пусть будет реальным.

5. Чем проще будет текст в озвучке, тем легче его будет слушать. Сложные предложения, которыми мы не говорим в обычной речи воспринимаются тяжело. В целом, должно быть ощущение, что с нами разговаривает живой человек.

6. Несколько голосов в курсе, особенно в диалогах, будут активировать внимание слушателей. Еще очень хорошо озвучивать женским и мужским голосом. Опять же внимание усиливается, человек не привыкает к одному голосу.

7. Если говорит диктор, то никакой музыки в этот момент звучать не должно. Перегрузка канала восприятия. Если и использовать музыку в курсе, то отдельно от голоса диктора.

Если звук в курсе сделан хорошо, то он повышает эффективность обучения!

4 комментария:

  1. Мы стараемся озвучивать только ОПОРНЫЕ МЫСЛИ - опредления, важные замечания и т.п. т.е. КРАТКИЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ. при этом текст повторяется ДВАЖДЫ для усвоения

    ДК

    ОтветитьУдалить
  2. Вот я лично против двойного материала на слайде. Если только звук не короче основного текста. Если так, то можно и дважды сделать. Но самое опасное - повторять текст, который написан на слайде, голосом. Мы читаем быстрее и потому получается дублирование, причем нудное.

    ОтветитьУдалить
  3. А мне кажется, удобнее, когда на слайде лишь пара основных слов из ТЕКУЩЕЙ РЕЧИ докладчика. Пусть докладчик прочтет эти слова. Не непосредственно со слайда, а проговорит в своем рассказе. Я думаю, это лучше, чем читать то, что написано на слайде, отвлекаясь от того, что говорит докладчик (даже если там тоже самое, но другими словами, мы отвлекаемся). Возможно, я не прав :)

    ОтветитьУдалить
  4. Позволю себе добавить немного сверх того, что уже написал :)

    Лучше говорить не об озвучивании слайдов, а об иллюстрировании озвучки.

    Например, курс в формате вебинара - это, как я понимаю, перфоманс на основе заранее подготовленного текста. Именно текст/рассказ/сценарий есть отправная точка курса. Его мы и иллюстрируем. В этом смысле методологически неверно начинать делать презентацию до того, как будет готов сам рассказ.

    Озвучка - это произнесенный текст/рассказ/сценарий нашего курса. Презентация - это иллюстративный контекст для нашего рассказа, она же - социальное пространство для построения диалога с участниками (вернее немаловажная его часть).

    ОтветитьУдалить