четверг, 16 декабря 2010 г.

Совет № 16 (из 31). Как организовать правильную обратную связь в электронном курсе

Нам всем нравится, когда нас хвалят и делают нам комплименты, особенно заслуженные и особенно тогда, когда мы над чем-то долго и усердно работали и получили какие-то результаты. Электронный курс для слушателя — это работа. Особенно когда он интерактивный, и в нём много практикумов, тренажёров и заданий. Выполняя каждое задание, слушатель хочет понять, правильно он его сделал или нет, и почему.
В электронном курсе существует два вида обратной связи: внешняя и внутренняя. Внешняя обратная связь — это стандартные фразы, вроде «вы успешно сдали тест, поздравляем!» и «неправильно, попробуйте ещё раз». А вот внутренняя обратная связь — это пояснение, исходя из конкретного задания,  о том, что слушатель сделал правильно, что — неправильно, причинно-следственная связь. Тут важно отметить, что большинству слушателей важно не только что и почему они сделали неправильно, но и почему он сделал правильно. Скажем, в процессе выполнения работы у человека были сомнения, и он выбрал один из вариантов. Потом выбрал ещё какой-то вариант (это особенно характерно для заданий с большим ветвлением). А потом, в конце, он хочет понять, что же на самом деле было сделано так и не так, какая логика и почему именно так делать правильно.
Внутренняя обратная связь особенно важна для ролевых игр, тренажёров и практикумов с большими ветками событий. Вероятнее всего, что в одном из таких компонентов вы будете не задавать серию тестовых вопросов, а разыгрывать некую ситуацию, в которой слушатель принимает решение. В этом случае, кроме причинно-следственной связи и прочих комментариев, в обратной связи  должно быть завершение начатой ситуации. Иногда стоит даже посмотреть немножко вперёд, то есть, сказать, что будет в будущем, если в данной ситуации вы поступите таким образом.
Например, наша задача  — обучить бортпроводников некоторым аспектам обеспечения безопасности в полёте, а именно — как поступать, если что-то разлилось, если багаж мешает проходу и прочим вроде бы и мелочам, но в тоже время вещам, которые могут нанести ущерб здоровью пассажиров. Для курса мы разрабатываем ситуационную игру, в которой слушатель играет в роли бортпроводника на борту самолёта, где и происходят какие-то события. Например, уронили стакан с водой, пассажир поставил сумку на проходи и так далее. Слушатель принимает решение в каждой ситуации, но обратную связь (правильно — неправильно) получает не сразу, а только после посадки самолёта. И вот тут в качестве обратной связи ему рассказываются не только все события, которые произошли на борту, но и те события, которые произошли уже на земле. Например: «Из-за того, что вы не убрали разлитую жидкость, один из пассажиров очень сильно упал. В травмпункте в аэропорту ему наложили четыре шва и выписали больничный, из-за чего он пропустил очень важную конференцию на которую прилетел». Ведь так интереснее?
Подобная обратная связь указывает не только на правильные и неправильные решения, но и подчёркивает значимость принимаемых решений и их влияние на ситуацию в целом. Более того, она имеет эмоциональную окраску, а именно эмоции — главный помощник разработчика курсов при перемещении знаний из краткосрочной памяти слушателя в долгосрочную.

Комментариев нет:

Отправить комментарий