четверг, 16 декабря 2010 г.

Совет № 15 (из 31). Об удобстве пользования, или как сделать систему электронного обучения удобной для учащихся

Автор совета — Порошин Александр.
Если говорить о размещении учебного курса на сайте, то основными вопросами, которые задает себе разработчик, становятся вопросы удобства использования этого сайта потенциальными учащимися, т. е. эффективный доступ к его содержанию (контенту).
Здесь самое время вспомнить о таком англоязычном термине как «юзабилити», которое из-за трудностей точного перевода на русский язык употребляется в таком вот довольно неуклюжем виде. Полное его определение довольно громоздко, т.к. под юзабилити понимается «cтепень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью». При этом относительная важность всех трех аспектов определяется этим самым контекстом. В дальнейшем для краткости будем использовать более привычное и емкое, хотя иногда и недостаточно четкое понятие «эффективность».

Таким образом мы делаем акцент на 3-х аспектах: целевой аудитории, учебно-методических задачах и технических моментах взаимодействия с учебным курсом, которые зачастую и определяют удовлетворенность обучением.
Перефразируя известную поговорку, идеальный курс может быть разработан только с позиций «Ученик всегда прав», что означает, что система электронного обучения должна быть настолько гибкой,  простой и удобной, чтобы ею мог воспользоваться практически любой учащийся, независимо от уровня его компьютерной подготовки.Таким образом речь идет о «лице» системы, ее интерфейсе, определяющем степень удобства управления ею.
Следуя подходу известного специалиста в области юзабилити Якоба Нильсена, назовем пять ее количественных составляющих:
  • Обучаемость: насколько легко учащиеся могут выполнить основные действия на сайте, впервые столкнувшись с ранее незнакомым им интерфейсом?
  • Эффективность: после того, как учащиеся ознакомятся с дизайном, как быстро они смогут повторить те же самые действия?
  • Запоминаемость: После того, как учащийся через некоторый промежуток времени снова вернется на сайт, насколько привычным покажется ему работа с учебным курсом?
  • Ошибки: сколько и каких ошибок совершает учащийся, пытаясь выполнить типовые учебные действия, как серьезны эти ошибки и насколько быстро он может их исправить?
  • Удовлетворенность: насколько учащемуся приятно пользоваться системой, интересно ли ему «играть» с системой?
Для того, чтобы создать действительно удобную систему электронного обучения, очень важно заранее проверить ее работоспособность в «боевом» режиме. Одним из наиболее полезных способов является метод ее тестирования пользователями. При этом следует сделать 3 шага: определить целевых пользователей (как правило, потенциальных учащихся), предложить им выполнить типичные учебные действия, в процессе выполнения которых  после чего отметить возникшие вопросы, трудности или проблемы.
Если такое тестирование проводилось в условиях, максимально приближенных к реальности, то можно с большой долей успеха прогнозировать в дальнейшем эффективную работу значительно большего количества учащихся.
При этом важно проводить подобное тестирование отдельно с каждым из учащихся, но не помогать им, а просто следить за тем, что они делают. Обычно можно достаточно полно оценить возможности системы, проследив за работой нескольких (не более 5-6) человек и зафиксировав скорость выполнения основных операций.

1 комментарий:

  1. Уффф! Умных слов много, а совет-то где? Простой и ясный, как предыдущие?

    ОтветитьУдалить